История этой поистине великой компании началась в Италии в городке Оледжио Кастелло ещё в 1959 году, когда родные братья Юго и Мартино Бесана основали собственную небольшую мануфактуру по производству игрушек ручной работы.
В те годы они называли себя MEBEToys (MEccanica BEsana TOYS.
Cпустя 7 лет, накопив достаточно опыта и средств, братья наладили массовый выпуск игрушечных машинок в масштабе 1:43 и практически сразу заявили о себе во всеуслышание.
В 1967 году к дуэту Юго и Мартино присоединился их третий брат, Марио Бесана. Этот 41-летний мужчина был гением маркетинга, и именно он смог вывести фирму на совершенно новый уровень.
Именно с приходом Марио фирма стала ассоциироваться как опасный конкурент французскому Solido и итальянскому Polistil.
Через 2 года успешный и раскрученный бренд был продан американскому гиганту «игрушечной» индустрии корпорации Mattel, славной своей знаменитой куклой Барби. Дело не обошлось без аферы. На какое-то время братья «залегли на дно», и лишь в 1974 году они вновь открыли своё собственное дело и прозвали его MarToys.
Модели были исключительно в масштабе 1:24,список производимых моделей был внушителен: Renault Alpine A110, Porsche 901, Fiat 127, Lancia Stratos, Range Rover, Renault 5, BMW 3.0CS, Lancia Beta и Audi 80GT. А если учесть, что у каждой модели существовало несколько вариантов (дорожная в различных цветах, гоночная или раллийная, автомобиль спецслужб), то модельный ряд для только появившейся фирмы был внушителен.
В 1976 году американская компания Marx Toys потребовала смены названия из-за очень большой созвучности брендов и фирма, переехавшая в Бураго ди Молгора, что в 20 километрах к северу от Милана, стала носить название Bburago. Считается, что название появилось вследствие слияния города, в котором находилось производство, и первой буквы фамилии братьев-основателей.
Было решено существенно расширить ассортимент «королевским» масштабом 1:18, считавшийся самым дорогим и престижным, ведь детализация подобных машинок крайне велика, и каждая неточность будет заметна. Марио Бесана сумел отрулить компанию так, чтобы и детализация была хорошей и цена оставалась приемлемой для всех.
Сделав ставку на масштаб 1:24, Марио Бесана стал практически монополистом в забытой нише в моделировании, ведь такие гиганты как Schuco, Gama и Polistil в связи с финансовыми трудностями постепенно отходили от этого масштаба.
В конце 90-х к Bburago стал подступать кризис. В виду разросшегося рынка дешёвых китайских моделей в 18-м масштабе, итальянские модели стали просто-напросто никому не нужны.
Производство братьев Бесана находилось в Италии, что существенно увеличивало цену, в то время как модели производства Exoto, Maisto, Yatming, Ertl, Mira, Revell и Mattel собирались в Китае, что при схожем качестве и детализации делало модели Bburago абсолютно неконкурентоспособными на рынке.
Ещё одним фактором, подкосившим финансовое состояние детища Бесана, стал… отзыв лицензий на производство автомобилей Ferrari корпорацией Fiat S.P.A.! Для Bburago, находившейся итак не в самом лучшем положении, этот удар стал последним.
В 2005 году фирму объявили банкротом, после чего она была куплена Maisto буквально за бесценок.
В 2005 году Марио Бесана, которому на тот момент было уже 79 лет, ушёл на заслуженную пенсию, правда, не по собственной воле. А 17 мая 2009 года он умер. Умирал он тяжело, от рака. Но он оставил нам одну из самых узнаваемых и уважаемых фирм в истории автомобильного и мотоциклетного моделирования.
Под этим брендом и сейчас выпускаются вполне добротные и недорогие модели, которые родители всё так же дарят своим детям, а коллекционеры по всему миру гоняются за эксклюзивными и редкими моделями 70-х годов.
Как говорил сам Марио, он делал модели для детей от 3 до 90 лет, и, кажется, ему это удалось сполна.
|